Воспоминания о далеком и близком
Ф.Д.ДЕМИДОВ
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КАФЕДРЫ ФИЛОСОФИИ
РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
В ноябре 1991 года распоряжением Президента РФ Б.Н. Ельцина Академия
общественных наук была упразднена, а на ее базе образована Российская академия
управления (РАУ). В ее структуре был создан Гуманитарный центр, в состав
которого вошла кафедра философии. В 1994 году РАУ была реорганизована и на ее
месте появилась Российская академия государственной службы при Президенте
Российской Федерации.
В структуре новой Академии кафедра философии была фактически аннулирована. Это,
на наш взгляд, было ошибочное решение. По сути, оно означало ограничение
деятельности по мировоззренческой подготовке студентов, слушателей и аспирантов.
Правда, одновременно была создана общеакадемическая кафедра истории Российской
государственности и общественно-философской мысли. Кое-что в этом подразделении
удалось сделать: читались установленные учебным планом лекции, был подготовлен и
издан в 2001 г. впервые после событий 1991 г. довольно основательный курс лекций
философии (в 2-х томах) под редакцией проф. К.Х. Делокарова, проф. Ф.Д. Демидова,
проф. В.Н. Шевченко. На базе кафедр действовали диссертационные советы. Но все
же философы как-то не особенно вписались в структуру данной кафедры. Не
существовало, собственно, и развернутой программы развития философской
подготовки в Академии.
В 2000 г. прежнее руководство Академии было отправлено в отставку. Новый
ректорат под руководством доктора философских наук, профессора В.К. Егорова
воссоздал кафедру философии как отдельное структурное подразделение, были
созданы кафедры культурологии, физкультурно-оздоровительной работы, другие
жизненно-важные подразделения. Заведующим кафедрой был назначен доктор
философских наук, профессор А.Н. Чумаков, но у него не сложились отношения с
коллективом. Удачным в дальнейшем решением было назначение на должность
заведующего кафедрой в 2001 году доктора философских наук, профессора Л.Н.
Москвичева, который ранее, в советский период, был заместителем Председателя ВАК,
начальником Департамента ВАК России по гуманитарной подготовке. Работая в ВАК,
Л.Н. Москвичев одновременно сотрудничал с кафедрой на разных этапах ее развития.
Мне довелось возглавлять кафедру философии с 2007 по 2012 год. Сначала, один год,
по совместительству (в то время я работал проректором РАГС по
учебно-методической работе и курировал деятельность кафедры философии, как,
собственно, и других кафедр), затем – на штатной основе. После присоединения
РАГС к АНХ я еще больше года работал на кафедре философии в объединенной
Академии.
Не буду вспоминать обо всех контекстах нашей кафедральной деятельности. Но
нельзя не сказать о главном, – и мне хочется это особо подчеркнуть, – мы
работали в президентской Академии, главном учебном центре страны, который
готовил высшие управленческие кадры для обновленной России. Здесь очень кстати
вспоминаются слова великого французского философа Р.Декарта, который писал: «Каждый
народ тем более гражданственен и образован, чем лучше в нем философствуют;
поэтому нет для государства большего блага, как иметь истинных философов».
Ученый совет Академии в то время формулировал как центральную задачу качество
подготовки наших выпускников, независимо от видов и направлений обучения, связь
обучения с реальными задачами, которые решаются в сфере государственного
управления и местного самоуправления. К сожалению, здесь, по опросам слушателей
и работодателей, мы проигрывали больше всего.
В число первоочередных выдвигались следующие задачи для кафедры философии:
– исследования государства как социально-гуманитарного феномена в современных
условиях и специфики реализации его функций, а также роли и места
государственной службы в этих процессах;
– философский, междисциплинарный анализ основных сфер развития общества,
выявление его базовых детерминант и основных тенденций;
– углубленный анализ экономической сферы жизни общества, динамики развития
производительных сил и специфики формирующихся экономических отношений,
промышленной политики государства; философские проблемы хозяйствования и бизнеса;
– изучение процессов формирования гражданского общества, развития социальной
сферы, образования, воспитания, медицины, культуры; демографическая,
национальная и межнациональная политика;
– исследование проблем личности в современном российском обществе, ее
самоопределения, свободы и самоидентификации;
– изучение новейшей истории и философский анализ развития российского общества;
– анализ развития философской науки в советский период и в России в настоящее
время.
– исследование проблем глобализации, вопросов международной интеграции и
дифференциации в современных условиях.
Новые возможности в актуализации исследовательской философской работы в
аспирантуре открыло введение новой научной специальности «История и философии
науки». Потребовалась огромная работа по настройке учебного процесса,
переподготовке профессоров и преподавателей, подготовке методических материалов
и многое другое.
Все яснее становилась необходимость усиления общегуманитарной, общефилософской
подготовки всех обучающихся в Академии и головной роли в этом деле кафедры
философии. Учитывалось то, что философская подготовка должна способствовать
формированию мировоззрения наших людей, укреплять из гражданские позиции. Ясно,
что речь идет о мировоззрении научном, противостоящем оболваниванию и
обскурантизму. Мировоззрении патриотическом и интернациональном, построенном на
высокой культуре и нравственности, бескомпромиссном ко всему, что наносит ущерб
государству и обществу. Мы далеки от мысли говорить о доктринальном
мировоззрении. Издержки такого образа мысли нам известны. Обдумать, какова же
должна быть современная концепция формирования мировоззрения, как действительно
на практике поставить эту работу – дело философского цеха.
Главным направлением для кафедры в те годы была учебно-методическая работа,
подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для государственной и
муниципальной службы. Постепенно круг обучающихся расширялся: все больше среди
них становилось представителей бизнеса, работников сферы менеджмента,
сотрудников международных подразделений министерств и ведомств. Была создана
кафедра национальной безопасности, деятельность которой имела впоследствии
большой успех. Началась подготовка программ философии для первого высшего
образования, которое в дальнейшем заняло значительную долю в работе Академии.
Развивалась аспирантура, уточнялись направления научной подготовки и развития
различных форм соискательства ученых степеней. Действовала докторантура.
Кафедра философии в этот период предлагала для обучения руководителям и служащим
системы государственного и муниципального управления, сотрудникам
управленческого звена предпринимательских структур и некоммерческих общественных
организаций освоение программ второго высшего профессионального образования по
специальности «Государственное и муниципальное управление», а также обучение в
аспирантуре, докторантуре и возможность соискательства ученых степеней.
В рамках подготовки кадров по специальности «Государственное и муниципальное
управление» реализовались две специализации: «Духовное развитие и реформирование
российского общества» и «Государственное управление в условиях социальной
трансформации российского общества». Курсы повышения квалификации, которые
проводила кафедра, включали в себя занятия по темам: «Философия власти», «Управление
общественными отношениями», «Методологические проблемы политико-правового
обеспечения реформ», «Человек как субъект и объект трансформационных процессов»,
«Глобальные изменения в современном мире и образы будущего», «Этика и культура
государственной службы и управления», «Нравственно-этические основы борьбы с
коррупцией». При разработке учебных курсов кафедра ориентировалась на
сбалансированное соотношение в изложении теоретических и практических проблем
государственного и муниципального управления.
В то время на кафедре философии, накопившей огромный опыт учебной и методической
работы со слушателями и аспирантами, трудились 16 профессоров и 5 доцентов.
Ежегодно свыше 40 известных ученых и крупных специалистов привлекались к
преподавательской работе на условиях совместительства и почасовой нагрузки.
Среди преподавательского состава были академики и члены-корреспонденты РАН, РАО,
ряда общественных академий, а также молодые перспективные ученые. В частности,
из известных ученых то время с кафедрой тесно сотрудничали академик РАН,
директор Института философии РАН доктор философских наук, профессор А.А.
Гусейнов; академик РАН, доктор философских наук, профессор В.А. Лекторский,
возглавлявший в тот период времени журнал «Философские науки»; академик РАН,
доктор философских наук, профессор В.С. Степин и другие видные ученые и философы.
Невозможно представить российскую философию без имен многих профессоров,
работавших в Академии (ныне, к сожалению, уже покойных) докторов философских
наук, профессоров А.И. Володина, С.Ф. Одуева, Е.Л. Петренко, Л.Н. Москвичева,
А.А. Миголатьева, Ю.В. Сычева. Они, как и их предшественники по кафедре доктора
философских наук, профессора Х.Н. Момджян, И.С. Нарский, Е.П. Ситковский, В.С.
Готт были у фундамента отечественной философии, закладывали ее новые ростки и
начинания. Значительный вклад в развитие кафедры, философской науки внесли
профессора К.Х. Делокаров, Б.Н. Бессонов, Б.А. Воронович, Г.Д. Чесноков, В.Н.
Шевченко, С.Б. Роцинский и многие другие.
Кафедра провела работу по созданию, апробации и внедрению новых планов и
программ обучения студентов и аспирантов. В их числе – программы «Управление
общественными отношениями» для студентов заочной и очно-заочной форм обучения по
специальности «Государственное и муниципальное управление». Созданы также
программы «Философия власти» и «Этика и культура государственной службы и
управления» для студентов всех форм обучения Академии; «Логика» – для студентов
заочной формы обучения специальностям; «Государственное и муниципальное
управление» – для кафедры политологии и политического управления, социологии и
информационной политики); «Философия» и «История философии» – для аспирантов
кафедр философского профиля (религиоведения, экологии и управления
природопользованием, теории и практики культуры) очной и заочной форм обучения;
«Онтология и теория познания» и «Социальная философия» – для
аспирантов-философов очной и заочной форм обучения.
Кафедра выпустила в свет целый ряд учебных пособий и курсов лекций по философии,
адресованных именно слушателям РАГС: учебник «Философия» под общей редакцией Л.Н.
Москвичева (М., 2006); учебник по философии для бакалавров под общей редакцией
Ф.Д. Демидова (М.,2009), учебно-теоретическое пособие «Духовная жизнь
современного общества: актуальные проблемы теории» (отв. редактор В.П. Торукало,
М., 2007), учебно-методическое пособие «Философия социального» под редакцией Е.Л.
Петренко (М., 2008) и др.
Кафедра активно участвовала в общеакадемической программе по внедрению
дистанционного обучения, разработке электронных версий учебных курсов, в т.ч.
электронных учебно-методических пособий для самостоятельной подготовки
слушателей к переаттестации по философии, изучения курса «Государственное
управление в условиях социальной трансформации российского общества». В
2006–2009 годы был создан электронный комплекс: учебник для дистанционного
обучения по курсу философии, сборник контрольных материалов, презентационные
курсы для преподавателей и слушателей. Большой вклад в их разработку внес доктор
философских наук, профессор, в то время заместитель заведующего кафедрой
философии О.А. Митрошенков.
На кафедре философии в те годы велись крупные научные исследования по нескольким
направлениям.
Первое из них связано с проблемами онтологии и теории познания. Работа в данной
области концентрировалась проблемной группой, которой руководил профессор К.Х.
Делокаров. В научном плане онтологические и теоретико-познавательные проблемы
исследовались в работах «Постнеклассические идеи и концептуальные сдвиги в
познании. Постнеклассические практики: определение предметных областей» (авторы
К.Х. Делокаров и Ф.Д. Демидов. М., 2008); «Информация и самоорганизация» (отв.
ред. К.Х. Делокаров. М., 1996); «Самоорганизация, организация, управление» (М.,
1995); К.Х. Делокаров, Ф.Д. Демидов. «Синергетика. Философия. Научная
рациональность» (авторы К.Х. Делокаров и Ф.Д. Демидов. М., 1999).
Второе исследовательское направление – разработка узловых вопросов истории
отечественной философской и общественной мысли. Работу в этом направлении вела
проблемная группа по истории философии. Ее организатором и руководителем был
профессор А.И. Володин. Позже эту работу продолжил профессор С.Б. Роцинский. За
период существования этой проблемной группы (с 1988 г.) прошло более двух
десятков конференций, «круглых столов», философских чтений, как правило, с
участием представителей других учебных и научных учреждений. По материалам этих
дискуссий издавались тематические сборники научных статей, докладов, выходившие
в серии «Отечественная философия: опыт, проблемы, ориентиры исследования» (20
выпусков, М., 1989–1997). Кроме того, велась работа по исследованию проблем
теории и истории общественной мысли в России. Появились и были восприняты
пожительно научной общественностью монографии Ф.Д. Демидова «Трансцендентализм
Канта. Эволюция идей в западноевропейской философии Х1Х–ХХ вв.» (М.,2007); О.А.
Митрошенкова «Русская философия. Имена и идеи» (М.,2007), С.Б. Роцинского «Примирение
идей и идея примирения в философии всеединства Вл.Соловьева» (М., 1999) и целый
ряд других.
Третьим принципиально важным направлением научно-исследовательской работы
кафедры был анализ социально-философских проблем глобальных трансформаций,
актуальных теоретико-методологических проблем мировой и отечественной истории.
Координацию работ в этой области вела проблемная группа по социальной философии
(руководитель профессор В.Н. Шевченко). В рамках указанной серии вышли «Евразийский
проект модернизации России: "за" и "против"» (вып. 18. М., 1995); «Актуальные
проблемы философии истории» (вып. 23. М., 1995); «Философская антропология» (вып.
24. М., 1996) и другие. Большое внимание было уделено исследованию актуальных
проблем политической философии, философско-методологических проблем управления и
государственной службы. Это нашло отражение в трудах Г.Г. Тавадова, В.Н.
Ксенофонтова, В.П. Торукало, Ю.В. Сычева. В последние годы значительное место в
исследованиях занимали философские проблемы глобализации, изучение ее позитивных
и негативных аспектов.
Систематически на кафедре разрабатывались философские проблемы образования.
Результаты этих исследований нашли отражение в работах К.Х. Делокарова и Г.А.
Комисаровой «Философия образования в период социальных трансформаций» (М.,
1998), «Философские проблемы образования» (М., 1996), «Синергетика и образование»
(отв. ред. В.К. Егоров. М., 1997).
В рамках кафедры проводились философские чтения по программе «Философская
панорама начала XXI века». На них выступали с докладами академик РАН А.А.
Гусейнов, академик РАН B.C. Степин, академик РАН В.А. Лекторский, доктор
философских наук А.А. Коробейников, доктор философских наук, профессор В.Г.
Федотова; доктор экономических наук, профессор, академик РАН В.Л. Макаров. На
основе докладов публиковалась серия печатных выпусков.
Сотрудники кафедры принимали активное участие в философской жизни страны и за
рубежом. С докладами на российских философских конгрессах выступали профессора
Л.Н. Москвичев, К.Х. Делокаров, В.Н. Шевченко, В.Н. Ксенофонтов, С.Б. Роцинский.
Важное место занимала подготовка научных кадров в аспирантуре и докторантуре. На
базе кафедры функционировал диссертационный совет по защите докторских
диссертаций по четырем специальностям. За период 2006–2014 гг.было защищено
более 60 кандидатских и 15 докторских диссертаций.
Коллективу кафедры пришлось работать в трудное время – новые философские идеи
пробивались с трудом, не вполне ясным был методологичекий аспект работы, слабым
местом был обмен на международном уровне, что исключало возможность прямых
контактов и дискуссий. Но в то же время кафедра не стояла на месте и была, в
известном смысле, одним из ключевых центров развития философской науки в России
в новых условиях.
К началу страницы
|