Воспоминания о далеком и близком
В.Н. КСЕНОФОНТОВ
ТВОРЧЕСТВО В ОБУЧЕНИИ И
ВОСПИТАНИИ –
УСПЕХ РАЗВИТИЯ КАФЕДРЫ
Река времени течет стремительно и неотвратимо. Она на дне своих бурных потоков
оставляет наносное и мало существенное и, двигаясь вперед, сохраняет самое
дорогое и ценное. И во временном течении жизни человека его размышления,
историческая память сохраняет самое дорогое и ценное – деятельность людей,
прочность их духовных связей. Это в полной мере относится к моим товарищам и
коллегам по кафедре философии, с которыми мне посчастливилось вместе трудиться с
2003 по 2014 год в РГС и позже – РАНХиГС при Президенте РФ.
Срок по историческим меркам сравнительно небольшой, но для меня он был весьма
знаменательным. Хочу отметить, что в этот период на кафедре философии успешно
трудились крупные ученые и известные мастера педагогического процесса, поистине
духовно богатые личности. Именно к таким творцам обучения и воспитания студентов
по праву можно отнести слова известного английского философа Ф. Бекона: «Могуч
тот, кто может, а может тот, кто знает. Знание – сила!».
Хотел бы кратко сказать добрые слова благодарности в отношении тех
преподавателей и руководителей, с которыми творчески сотрудничал и
по-товарищески искренне общался.
С особой теплотой вспоминаю заведующего кафедрой доктора философских наук,
профессора Л.Н. Москвичева. Он олицетворял собой, на мой взгляд, не только
философа-мыслителя, умелого педагога, личность энциклопедических знаний, но
также и доброжелательного человека, внимательного и чуткого наставника. Говоря о
стиле его руководства кафедральным коллективом, с удовлетворением подчеркну
глубокий демократизм и умение найти главное звено в деятельности кафедры на
различных временных этапах состояния и развития.
Именно Лев Николаевич в 2003 г. принимал меня на должность профессора кафедры
философии. Замечу, что до этого он знал меня по совместной деятельности в
диссертационном совете (где мы вместе входили в его состав) ИСПИ РАН.
Побеседовав со мной в ходе общения, внимательно осмотрев ряд моих учебных
пособий и монографий, Л.Н. Москвичев сказал: «Владимир Николаевич, в настоящее
время кафедра остро нуждается в чтении курса лекций по логике на всех
факультетах. А для этого желательно форсировать учебную программу и подготовку к
изданию соответствующего учебного пособия. Прошу Вас с пониманием отнестись к
моей просьбе». После таких доброжелательных обращений я с большим энтузиазмом
взялся за решение этой проблемы. Вскоре была создана программа обучения по курсу
«Логика» (для второго высшего образования), а затем выпущено учебное и
учебно-методическое пособия.
Не могу не отметить товарищеское, заинтересованное общение с рядом товарищей и
коллег, работающих длительное время на кафедре. При этом каждый из них обладал
яркими индивидуальными качествами замечательного философа. Я с благодарностью
вспоминаю эти имена.
Так, Юрий Васильевич Сычев являл собой пример философа вдумчивого,
основательного, сконцентрировавшего свою научную направленность на философском
исследовании человека, его месте в обществе и мире. Сам же Юрий Васильевич, на
мой взгляд, был человеком высокой нравственной и духовной культуры.
Слова признательности и благодарности за общение и совместную работу отношу к
Гамлету Темировичу Тавадову, великолепному знатоку трудов философов античности,
целеустремленному, взвешенному и последовательному исследователю межэтнических
отношений. Он обладал богатым духовным миром, философской культурой мышления.
Гамлет Темирович великолепно знал традиции, обычаи народов нашей страны, их
особенности и эволюцию. Отмечу также его энциклопедическое знание философии и
художественной литературы близкой его сердцу Армении. Разговоры, беседы с этим
замечательным человеком вызывали живой интерес, побуждали к серьезным
философским размышлениям.
Как бы противоположностью Ю.В. Сычеву и Г.Т. Тавадову был Борис Андреевич
Воронович. Искрометный, динамичный характер его, аргументация и доказательность
философских положений, выдвигаемых им, как бы не оставляла места для возражения
и сомнения. Вместе с тем, поставленные им вопросы, нередко социально острые,
побуждали к размышлениям, дискуссиям, нахождении крупиц истины. На память
приходит его девиз – обращение к обучаемым: «Вы практики, знаете жизнь прилично,
но в научной теории, в методологии познания – к сожалению, знаете маловато.
Работайте активно, а мы Вам поможем».
Учебный процесс всегда был важнейшим направлением деятельности кафедры. Его
качество, как известно, базируется на содержании и структуре разработанных
учебных программ. При этом программа обучения, естественно, должна учитывать
качественный состав обучаемых: уровень их образования, социальный статус,
возрастные характеристики, ценностные ориентации и др. Кафедра под руководством
Л.Н. Москвичева и В.П. Торукало учитывала эти обстоятельства и специфику
состояния российского общества. Она разработала программу специализации,
перспективное и актуальное направление, по существу инновационного характера: «Государственного
управления в условиях социальной трансформации российского общества».
В этой связи хочу особо отметить великолепную организаторскую роль по
селекционной работе, проведенной замечательной и яркой личностью Валентиной
Павловной Торукало, заместителем заведующего кафедрой по учебной работе. Она
внимательно и творчески подошла к составлению и разработке разделов Программы,
опираясь на наиболее емкие и глубокие философские труды и педагогический опыт
каждого разработчика, его потенциальные возможности.
Кратко замечу, что о творческом характере, теоретико-методологической
направленности Программы свидетельствует ее структура и содержание. Она включала
теоретические основы специализации, профессиональные основы специализации, курсы
по выбору обучаемых. Так, например, в теоретических основах специализации
несомненный интерес для студентов представляли разделы «Методологические
проблемы управления в условиях социальной трансформации общества» и «Человек как
субъект и объект трансформационных процессов», обстоятельно разработанные, по
моему мнению, такими учеными и педагогами как Л.Н. Москвичев, Б.А. Воронович и
Ю.В. Сычев. Среди профессиональных основ специализации Программа предусматривала
и осуществила изучение обучаемыми такой острой и жизненно необходимой проблемы,
как «Динамика межэтнических и федеративных отношений в современной России». Ее
реализацию успешно осуществили, а затем раскрыли в учебном пособии такие
исследователи как В.П. Торукало, Г.Т. Тавадов и Н.А. Иванько.
Хочу еще раз подчеркнуть такой важный аспект, как внимание Л.Н. Москвичева и В.П.
Торукало к пожеланиям в области составления структуры учебных программ, которые
предлагались преподавателями. Сошлюсь на следующий пример.
Так, в беседе сначала с Валентиной Павловной Торукало, а затем Львом
Николаевичем Москвичевым я предложил в состав Программы включить раздел (и
разработать его) «Государственная власть и местное самоуправление в России:
теоретико-методологические проблемы». При этом в число лекций включить ряд таких
тем, как «Государственная власть и народ в российском обществе: проблемы
политического сотрудничества и стабильности», «Политическая культура власти:
состояние и реализация в российском обществе», «Власть и партии в российском
обществе: реалии и перспективы». С признательностью отмечаю, что оба
руководителя кафедры поддержали мое предложение. Замечу также и их внимательное
отношение и поддержку выдвинутого мною тематического плана по весьма актуальной
проблеме: по курсу выборов студентов: «Мир как состояние общества». Вскоре я
подготовил два учебных пособия по этим курсам обучения, которые были успешно
проведены благодаря заинтересованной поддержке со стороны заведующего кафедрой и
его заместителя по учебной части.
Хорошо известно, что сложные теоретические положения, а тем более философского
содержания, обстоятельнее усваиваются студентами в процессе обучения, когда они
сопряжены с изучением практики. Особенно это относится к осмыслению деятельности
управленческого характера институтов государства в современной России. При этом
замечено, что оптимальнее теоретические положения связываются с реалиями
российской действительности благодаря таким формам занятий, как «круглые столы»,
«творческие дискуссии» и т.п. В этой связи важно, чтобы в процессе такого
семинарского занятия не только руководитель органично связывал теоретические
положения с практикой российской действительности, но и побуждал к этому
обучаемых.
Вместе с тем отмечу, что руководители и преподаватели кафедры приглашали на «круглые
столы» известных представителей государственной власти и ученых-аналитиков. В
этой связи хочу сослаться и на свой опыт. Так, на «круглом столе» в рамках
разработанного мною курса по теме «Федеральная власть и местное самоуправление в
России: проблемы взаимодействия и тенденции развития» принял активное участие
директор Института федерализма и гражданского общества, доктор политических наук
А.Н. Аринин. Он, являясь депутатом Государственной Думы двух созывов и
возглавляя известный институт, обладал солидным материалом
практически-прикладного характера, смог весьма четко показать направления
деятельности Российского государства, взвешенно раскрыть социально-политическую
ситуацию в стране. Отмечу, что его участие и в последующих практических занятиях
придавало им содержательный и заинтересованный характер, достигало поставленных
перед обучаемыми целей.
Примечательно, что в последующие годы руководитель кафедры Ф.Д. Демидов
поддержал такую форму проведения практических занятий. Сошлюсь на следующий
пример. В курсе по выбору для студентов имелся тематический план «Мир как
состояние общества». Один из семинаров назывался: «Мир в трансформируемом
российском обществе: состояние и перспективы». Для более обстоятельной
взаимосвязи теоретических положений с практическими проблемами стабильности и
гражданского мира в российском обществе был приглашен известный ученый,
заместитель директора ИСПИ РАН, член-корреспондент РАН В.Н. Иванов. Он обладал
солидным социологическим материалом и, выступив с обстоятельным аналитическим
сообщением, он придал занятию глубоко дискуссионный характер, что было
заинтересованно встречено и поддержано студентами.
Подчеркну, что накопленный опыт в области практических занятий, включая
привлечение к ним известных ученых и практиков, использовался и в усвоении
других учебных курсов.
Качества умелого и вдумчивого организатора учебного процесса профессор В.П.
Торукало успешно проявила во время исполнения обязанностей заведующего кафедрой
в очень непростой период реформированием академии и переходом на обучение по
программе бакалавриата и магистратуры. Именно она, при творчеством обсуждении
выдвигаемых инновационных учебных курсов каждым преподавателем,
систематизировала их положения в достаточно емкую программу магистерского
профиля «Социальное управление в условиях трансформации общества». Отмечу, что и
моя работа, как и моих коллег, не прошла даром. В общую программу были приняты,
наряду с другими, и предложенные мною такие курсы для магистрантов: «Модернизация
России», «Духовные основы социального управления», «Технологии социального
управления».
Кафедра и ее руководители (Л.Н. Москвичев, В.П. Торукало, Ф.Д. Демидов) уделяли
значительное внимание развитию тесных научных связей с ведущими ВУЗами и
учреждениями РАН, в частности, Институтом философии и Институтом
социально-политических исследований. Весьма важным направлением такого
сотрудничества было проведение совместных конференций по
философско-социологическому осмыслению Великой Отечественной войны. На высоком
научном уровне был проведен цикл научных конференций, посвященный анализу
цивилизационного и патриотического значения ряда крупных битв в годы Великой
Отечественной войны (сражения под Москвой, Сталинградом, Курском, освобождение
Белоруссии). Общее объединяющее название таких конференций скреплялось четкой
формулой: «Великая Победа и безопасность России». При этом центральной идеей
научных сообщений на таких конференциях с участием ученых, студентов и
военнослужащих столицы была и для духовной и нравственной преемственности
патриотизма и его формирование у молодого поколения россиян. Хочу отметить, что,
когда я как разработчик программы такой конференции обратился к руководителю
факультета профессору А.И. Турчинову с просьбой привлечь к участию студентов и
молодых преподавателей, то он заинтересованно отнесся к такой просьбе, поддержав
наше предложение.
Поле деятельности профессорско-преподавательского состава кафедры в области
межкафедральных и межвузовских научных связей было достаточно разнообразным.
Между тем нельзя не отметить такое важное направление, которое можно
охарактеризовать как деятельность в области философии культуры. При этом следует
отметить, что в наше противоречивое время средствами массовой информации и
различными другими формами и способами, к сожалению, нередко внедряются в
духовную жизнь такие произведения искусства, которые по своему содержанию
являются безнравственными и антиэстетичными. Вот почему было важно и необходимо
серьезно обратить внимание на реализацию плодотворной связи философии и культуры.
По поручению руководства кафедры (Ф.Д. Демидова и В.П. Торукало) мне довелось
проводить совместно с ИСПИ РАН и МГУКИ целый ряд интересных конференций. Отмечу
среди них такие тематические вечера: «Искусство и духовный мир личности»; «Художественная
литература о Великой Отечественной войне», «Социологическая лирика», «Культура и
молодежь России». Такие конференции проводились как в РАНХиГС, так и в
Центральном Доме ученых и Центральном Доме литераторов. Следует отметить, что
студенты, обучающиеся по специализации нашей кафедры, а также политологи,
историки и социологи с большим интересом восприняли выступление на конференциях
таких ученых как член-корреспондент РАН В.Н. Иванов; доктор философских наук,
Чрезвычайный и Полномочный посол А.С. Капто; доктор культурологии, профессор,
поэт В.А. Ремизов; доктор философских наук, профессор С.А. Тюшкевич.
Разумеется, отмеченные мною направления и формы работы кафедры представляют
собой лишь часть той значительной деятельности, которую проводила кафедра в
период, когда я трудился в ее составе. И в заключение коротких воспоминаний о
деятельности моих товарищей и коллег хочу подчеркнуть, что только на основе
преемственности в многообразном учебно-воспитательном и научном процессе можно
успешно развивать действенное философское мировоззрение у обучаемых,
приоткрывать для них завесу над грядущим, предвидеть перспективу развития России.
К началу страницы
|