СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

 
Главная
Состав кафедры
Научные дискуссии  
Защита диссертаций
Страницы истории
Полезные ссылки
 
  

АОН, РАУ, РАГС, РАНХиГС: философская эстафета >> Руководители кафедры философии >>
Преподаватели кафедры. Их имена и труды >>

 

 

Воспоминания о далеком и близком

 

 

О.А.МИТРОШЕНКОВ

     КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ РАНХиГС:
     ИЗ ПРОШЛОГО В БУДУЩЕЕ


 

Деятельность кафедры философии РАНХиГС – часть богатой истории страны и отечественного философского знания. В этой истории были разные страницы, но в основном траектория развития кафедры с момента ее рождения уверенно шла по восходящей линии. На этом пути были и яркие личности, и глубокие философские дискуссии и прозрения, и прекрасные книги, и влияние на культурный контекст всей страны и многое другое.
Еще до моего прихода на кафедру в 2008 году я проникся глубоким уважением (со студенческих лет) к ее ученым и преподавателям, которых знала вся страна и которые составили гордость отечественной философии. Среди них – Э.А. Араб-Оглы, Г.Е. Глезерман, В.С. Готт, А.И. Володин, И.С. Нарский, В.Е. Козловский, М.М. Розенталь, Х.Н Момджян, Б.Н.Бессонов, Л.Н. Москвичев, С.Ф. Одуев, К.Х. Делокаров и многие другие. Их вклад в философское знание адекватно отражал потребности страны и общества и был вполне на высоте времени.
 

На кафедре в момент моего прихода работали Е.Л. Петренко, В.П. Торукало, В.Н. Шевченко, Э.Я. Мозговая, А.А. Чернявская, В.Н.Ксенофонтов, Б.М.Шахматов, С.Б. Роцинский (продолжает трудиться) и другие преподаватели. Все они встретили меня исключительно доброжелательно. Сильной стороной этого состава кафедры была высокая требовательность прежде всего к самим себе. Они не представляли себе, как можно выпустить слабую книгу или не подготовиться к занятиям, выйти на научную конференцию без основательного багажа с одним лишь «потоком сознания».
 

С особенной теплотой вспоминается профессор Кадырбеч Хаджумарович Делокаров, в тот момент заместитель заведующего кафедрой по научной работе. Его отличали неизменная доброжелательность, интеллигентность, улыбчивость, мягкий юмор, но прежде всего – высокий уровень научных публикаций и требовательность к себе. С ним было комфортно в любой ситуации. Готовность помочь людям – одна из ключевых черт Кадырбеча Хаджумаровича. Его лекции пользовались неизменных успехом у слушателей и аспирантов.
Самые добрые чувства связаны у меня с Валентиной Павловной Торукало. Она была заместителем заведующего кафедрой по учебной работе и запомнилась тем, что могла идти наперекор всевозможным бюрократическим регламентам и нормативам. Она справедливо считала, что кто-то лучше подходит для аудитории, кто-то – для написания статей и книг. Что, впрочем, не было взаимоисключающими моментами. С самого начала она поручила мне подготовить рукопись учебно-методического комплекса по философии, а затем и собственно учебник по философии. По поводу учебной нагрузки она заметила, что это и будет моей нагрузкой. Потом она возглавила кафедру, работала в этом качестве вполне успешно и остается только сожалеть, что это было слишком непродолжительно. Она обладала несомненным организаторским талантом (в 1990-е годы была первым вице-губернатором Оренбургской области), и перспективным видением, хорошо понимала, как и куда должна развиваться кафедра, тем более что в связи с объединением РАГС и АНХ возникла совершенно новая ситуация. Кроме того, она умела прекрасно ладить с людьми и выстраивать необходимые коммуникации.
 

Профессор Роцинский Станислав Борисович – прекрасный специалист по истории зарубежной и особенно русской философии. Он издал несколько трудов по философии В.Соловьева, активно участвовал в симпозиумах по творчеству этого великого русского философа. Однако особое впечатление производила и производит необыкновенная интеллигентность Станислава Борисовича, его неизменная доброжелательность и доброта и, безусловно, философская эрудиция. Подобные слова можно было бы сказать о Л.Н. Москвичеве, Е.Л. Петренко, В.Н. Шевченко и других членах кафедры. К сожалению, некоторые из них уже ушли из жизни.
 

Были ли в эти годы какие-либо трудности и настораживающие проблемы на кафедре? Да, были. Они были связаны с теми процессами, которые происходили в стране и по-своему отражались в рамках кафедры философии.
Нарастала бюрократизация учебного процесса, требовалось заполнять множество бумаг, форм и отчетов. Это отвлекало силы и время от содержательной работы, качество которой страдало. В результате на кафедрах появлялись люди, для которых бумажная работа стала смыслом их деятельности. Это обстоятельство подчас могло даже омрачить отношения между людьми.
В связи с появлением новых тогда требований ВАК к публикациям появилась целая индустрия «помощи» аспирантам и соискателям, чаще всего за отдельную плату. Т.е. люди пристраивали статьи за деньги в журналы из списка ВАК. В результате все получилось как всегда – публикации есть, равно как и всевозможные индексы цитирования, в т.ч. зарубежные, а науки нет. Вернее, ее заменяет огромное количество безликих серых «публикаций ради публикаций». Гонка за индексами цитирования отвлекает силы от содержания и качества и совершенно очевидно не стимулирует их. Такая ситуация просматривается сегодня не только по всей Москве, но и по всей России.
 

В последние годы очевидной является тенденция увеличения нагрузки преподавателей. Это не способствует росту качества их работы, особенно если учесть, что требования руководства к наличию публикаций только возрастают, да и любой профессор сам считает своим профессиональным долгом выходит на страницы научных журналов с результатами своих исследований.
 

И совсем странным выглядит требование к кафедрам и преподавателям заниматься набором студентов и зарабатывать деньги (возможно, странным это выглядит только для меня). Речь не о том, чтобы «вознестись» в своей ипостаси преподавателя, но преподавание и зарабатывание денег – это все же разные вещи. Чрезмерная коммерциализация образования, как и других сфер, принесла множество издержек, нейтрализовавывать которые придется еще долгие годы. Впрочем, это отдельный разговор.
 

В своем сочетании эти проблемы и другие создают мультипликативный эффект и серьезные трудности работе любой кафедры, страдает качество и уровень учебного и научного процесса. Все проблемы можно преодолевать, но для начала не следовало бы их и не создавать.
 

Все эти трудности отходили на задний план, когда в аудитории преподаватели встречались со слушателями Академии. Это были, как правило, люди, получающие второе образование, достаточно зрелые, и работать с ними было одно удовольствие. Они учились у преподавателей кафедры философии, которые выводили их на концептуальный уровень осмысления процессов в стране и мире, но и преподаватели учились у них.
Среди слушателей были предприниматели, бизнесмены, политики, госслужащие (в т.ч. очень высокого уровня), участники боевых действий в разных регионах мира, Олимпийские чемпионы, чемпионы мира в разных видах спорта. Их личный опыт концентрировал в себе историю страны и рассуждения их были, как правило, интересными, глубокими и со знанием того дела и проблемы, о которых шла речь. Оптимизм и удовлетворение внушала мысль о том, что своей работой мы готовим управленческую элиту страны. Кроме того, обучение людей с разнообразным жизненным опытом позволяло формировать всевозможные горизонтальные социальные связи, что создавало новые возможности для самых неожиданных и креативных комбинаций в различных сферах.
 

Разумеется, не все было гладко в этом процессе, приходилось встречаться и с досадными издержками, например, когда приходилось ставить оценки людям, которые появлялись на занятиях считанные разы или не появлялись вовсе. Некоторые могли подолгу говорить ни о чем, приходилось жестко вводить их в пространство обсуждаемой темы. Однако в целом конструктивная составляющая все же доминировала над моментами деструкции.
 

Сегодня кафедра философии переживает непростые времена. Она находится в некоей зоне турбулентности. Однако внушает оптимизм то обстоятельство, что философия как форма и способ познания и освоения мира испытывала времена и потруднее. Над ней «нависали» и религия, и идеология, и политика, и сциентизм, и прагматика, и внутренние противоречия. Однако она существует более 2,5 тысяч лет и нет никаких оснований считать, что этот тренд не продлится еще по меньшей мере столько же.
 

 

К началу страницы

 

 

 

 

 

 

 
 
©Кафедра философии РАНХиГС
Москва, просп.Вернадского,82