Воспоминания о далеком и близком
С.Б. РОЦИНСКИЙ
ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКОЕ
НАСЛЕДИЕ
КАФЕДРЫ ФИЛОСОФИИ И ПРОФЕССОРА А.И.ВОЛОДИНА
В научном наследии кафедры философии минувших лет наиболее видное место, пожалуй,
занимает историко-философское направление ее деятельности. Если работы по
истмату, развитому социализму, научному коммунизму и т.п. были актуальными лишь
для своего времени, то книги по истории философии, созданные во времена АОН,
остаются востребованными и в наши дни. На кафедре работали такие замечательные
ученые, как Е.П. Ситковский, И.С. Нарский, С.Ф. Одуев, Х.Н. Момджян, А.И.
Володин, имена и труды которых были и остаются известными далеко за пределами не
только кафедры, но и страны. Они оставили нам свои книги по истории философии,
которые я настоятельно рекомендую читать аспирантам, несмотря на чиновничьи
требования постоянно обновлять учебную литературу даже по историческим
дисциплинам. Кроме того, как аспирант кафедры времен АОН, не могу не отметить,
что это были талантливые педагоги, прекрасные преподаватели своих учебных курсов.
Моя преподавательская работа на кафедре начиналась на исходе 80-х годов,
незадолго до известных перемен в стране. Академия из АОН превращалась в РАУ, что
естественно, не обошлось без потрясений и издержек. Когда всё утряслось, то, в
конечном счете, из историков философии на кафедре остались профессор А.И.
Володин, доцент Б.М. Шахматов, доцент А.А. Чернявская да старший преподаватель,
автор этих строк. Это был основной состав проблемно-исследовательской группы по
истории отечественной философии (позже она стала называться «по истории
философии»), членами которой были и другие преподаватели кафедры, прежде всего
профессор К.Х. Делокаров, доцент Э.Я. Мозговая, доцент В.И. Ефременко.
Образована группа была еще до реорганизации академии, в 1988 году. Создателем
группы, организатором ее работы и, что называется, ее душой был Александр
Иванович Володин, и эту миссию он исполнял до самой своей внезапной кончины в
августе 2004 года.
Деятельность возглавляемой А.И.Володиным группы стала заметным явлением в жизни
кафедры. Более того, ее работа была не чисто внутренним кафедральным явлением,
поскольку в проводимых в ее рамках дискуссиях принимали участие представители не
только нашей академии, но и других учебных и научных учреждений Москвы и других
городов России. Дискуссии проводились регулярно, на базе их материалов было
издано 20 выпусков книжной серии «Отечественная философия: опыт, проблемы,
ориентиры исследования».
Даже беглое пролистывание этих сборников позволяет увидеть, как от дискуссии к
дискуссии увеличивалось число участников, расширялась проблематика проводимых «круглых
столов». Вот первый выпуск, вышедший в 1989 году под названием «Девятнадцатый
век», напечатанный еще в ПМБ АОН при ЦК КПСС машинописным шрифтом. Содержание
его составляют статьи шести авторов: Б.В. Емельянова, Ф.Г. Никитиной, В.Ф.
Пустарнакова, В.К. Кантора, Б.М. Шахматова и самого А.И. Володина. Постепенно
круг авторов расширяется, наряду с известными учеными в сборниках все чаще
встречаются фамилии их молодых коллег, аспирантов. Оглавление последнего,
двадцатого выпуска «Мысль и власть в эпоху моноидеологизма» (1997 г.)
насчитывает уже 18 имен.
В этой же книжке помещен своего рода справочный материал, озаглавленный «За
десять лет. Указатель содержания ранее вышедших сборников "Отечественная
философия: опыт, проблемы, ориентиры исследования"», составленный А.И. Володиным.
Вот лишь некоторые из названий сборников: «Философия в тисках политики», «Между
историей и современностью. Середина XX века», «"Вехи" и "веховцы". Русские
мыслители и западные традиции», «От Николая Новикова до Николая Данилевского», «Дмитрий
Писарев», «Александр Герцен», «Петр Лавров», «Иван Ильин», «Владимир Соловьев».
Среди них выделяется выпуск XVI – «Письма В.С. Соловьева М.И.Владиславьеву»
(1995 г.), представляющий собой первую публикацию писем выдающегося русского
мыслителя, найденных в архиве тогдашней аспиранткой Е.Бакулиной, вместе с ее
подробными комментариями. Всего в книжках серии опубликовано более двухсот
материалов, из них восемь публикаций – от предисловий до обстоятельных статей –
принадлежат А.И. Володину.
Но дело, конечно, не в количестве. При всей многоликости и демократичности
дискуссий важно подчеркнуть, что тон на них задавали известные ученые,
высококвалифицированные специалисты, о чем говорят хотя бы те имена, что были
названы в первом выпуске. Александр Иванович проявил замечательный
организаторский талант, привлекая к участию к обсуждению проблем видных
исследователей отечественной философской и общественной мысли, вовлекая более
молодых коллег, аспирантов, в атмосферу «высокой науки». Особенно следует
отметить активное и плодотворное участие В.Ф. Пустарнакова, работавшего в
Институте философии, статьи которого, написанные им на основе выступлений на «круглых
столах», были напечатаны в восьми книжках серии. Последняя, девятая его статья «Философия
в мировоззренческой системе В.С. Соловьева» вышла в 2002 году в сборнике «Владимир
Соловьев: взгляд сквозь столетие». На последних страницах этой книжки помещен
текст с печальным заглавием: «Памяти ученого и друга. Владимир Федорович
Пустарнаков».
Названный сборник, к сожалению, не содержит на своей обложке традиционной
рубрики «Отечественная философия: опыт, проблемы, ориентиры исследования». И не
только он один: и другие книжки, выпущенные после 1997 года в формате данной
серии, административным решением были лишены этой рубрики, о чем Александр
Иванович очень жалел. Парадоксально то, что серия была прекращена, можно сказать,
на самом взлете ее существования: упомянутый последний двадцатый ее выпуск был
составлен по итогам дискуссии, организованной кафедрой совместно с редакцией
журнала «Вопросы философии». Материалы дискуссии, на которой, кстати, с основным
докладом выступил А.И. Володин, были напечатаны в № 11 этого журнала за 1997 год
под названием «Философия в СССР: версии и реалии».
Правда, справедливее будет сказать, что упразднена была не серия, а только
рубрика. Проблемная группа под руководством А.И. Володина, естественно,
продолжала работать, сборники по той же тематике продолжали выходить. После
смерти Александра Ивановича было принято решение сборники материалов дискуссий,
проводимых проблемной группой по истории философии, издавать под рубрикой «Володинские
чтения». До присоединения РАГС к АНХ было выпущено три таких сборника.
Серия «Отечественная философия: опыт, проблемы, ориентиры исследования» получила
известность в философских и общественных кругах. Ссылки на публикации сборников
можно встретить в целом ряде других изданий. В частности, на сборник «Огюст
Конт: взгляд из России» (2000 г., отв. ред. К.Х. Делокаров и Б.М.
Шахматов)большая рецензия была опубликована в №4 «Социологического журнала» за
2001 год, а затем, в 2002 году, рецензия на этот сборник была помещена в № 8
журнала «Вопросы философии». Ее автор, Г.С. Батыгин, отмечал: «Немногочисленная, но влиятельная
историко-философская школа, на поддержку которой немало сил положил А.И. Володин,
создала ряд работ, где преданность ремеслу историка, уважение к источнику,
аккуратность и непретенциозность суждений, чувство вкуса и меры сочетаются с
широким интерпретационным кругозором и фантазией…».
Говоря об организации А.И. Володиным кафедральной работы по изучению
отечественной философии, нельзя не отметить такую черту володинского стиля, как
мировоззренческая толерантность. Конечно, философский интерес А.И. Володина был
обращен прежде всего на творчество тех русских мыслителей, которые
ориентировались преимущественно на Запад. Да и собстственное его умонастроение
никак нельзя назвать национал-патриотическим в сегодняшнем понимании этого
словосочетания. Но он с уважением относился к серьезным, настоящим отечественным
мыслителям, независимо от того, к какому течению они принадлежали. Как и к тем
исследователям, которые добросовестно и объективно изучали их творчество. Лучшее
тому подтверждение – названия сборников и, соответственно, тематика «круглых
столов» проблемной группы, на которых без всяческих предпочтений и уклонов в ту
или другую сторону обсуждалось творчество как западников, так и славянофилов,
как рационалистов, так и иррационалистов, как материалистов, так и идеалистов,
как революционных демократов, так и «веховцев».
Свою позицию по этому вопросу А.И. Володин предельно четко сформулировал в
предисловии к своей последней книге «История отечественной философии с
субъективной точки зрения» (М.,2003). «Философия в России, – писал он, – есть
органическая составная часть мировой, по крайней мере, общеевропейской философии;
ее особенность ни в коем случае не состоит в ее так называемой самобытности,
понимаемой как приверженность православной религии и государственному
менталитету русского народа». И далее, что в данном случае важно: «Это не
означает отрицания того, что многие русские мыслители выступали как
провозвестники, апологеты, "классики" русской философии именно как
православно-религиозной». И если А.И. Володин допускал полемические выпады в
адрес приверженцев именно этой русской православно-религиозной философии, то
критиковал он их вовсе не за их приверженность, а – опять-таки – за
тенденциозность, необъективность в ее оценках, что рассматривалось им как
очередной перекос, только в другую сторону, противоположную той, что имела место
в советские времена.
Содержательная же позиция А.И. Володина не принимала ни одну их этих крайностей.
Главную задачу исследовательской работы он видел в том, чтобы воссоздать
реальную картину отечественной философии в ее объективности, с исследовательской
правдивостью и добросовестностью, чему подавал пример собственным творчеством.
К началу страницы
|